вторник, 12 марта 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 156


Последний (наверное) момент разбираю из этой серии и буду подводить итоги, кто же я все-таки после этого.


После этого, а также во время и до этого, я был, остаюсь и буду предпринимателем.

И с этим связан вопрос, который я нередко слышу и как обращенный к себе, и в качестве абстрактного рассуждения. Этично ли делать бизнес в России? На той стороне баррикад, добавляют слово "уехав". Суть вопроса от этого не меняется, равно как и мой ответ на него.


Я считаю, что в большинстве случаев продолжать свой бизнес в России не просто этично, а важно и нужно. Я убежден, что на нас - тех, кто уехал из России, но продолжил в ней делать бизнес (или работать), должны молиться обе стороны.


В России режим должен быть рад, что несмотря на все препятствия, которые он нам создает (а в России - невероятно бизнес-негативный климат), а также все препятствия для этого, которые создает нам цивилизованный мир в попытке сымитировать борьбу с Путиным, мы продолжаем что-то делать, что-то создавать, кого-то кормить, лечить, одевать, обувать. И создавать рабочие места для тех, кого режиму кормить нечем. А таких куда больше, чем можно подумать, - не на всех хватает рабочих мест на взрывающихся заводах по производству оружия и не всем приходит 5 миллионов в обмен на жизнь мужа или сына в окопах Украины.


Враги Путина должны дышать на нас теплым воздухом потому, что мы реально работаем против его военной экономике. Деньги мы зарабатываем в России, а тратим и реинвестируем их вне России. Это мы давим на курс рубля, это мы обескровливаем режим, это мы истощаем бюджет диктатора, а не потолок цен на нефть в 60 долларов, который только совсем ленивый не нашел, как обойти.


Есть и чисто эгоистический аргумент в пользу продолжения ведения бизнеса в России. Когда нам говорят, что мы ведем себя как-то непоследовательно и неэтично, ни на той, ни на другой стороне нам ничего не предлагают взамен. Очень хорошо рассуждать об этике и эстетике, попивая коктейль на бортике своего бассейна. А у нас - бежавших из России предпринимателей - никакого альтернативного дохода на старте новой жизни просто нет.


Никто нам на новых местах не предлагает ни инвестиционных кредитов, ни должностей в совете директоров местных бизнесов, ни возможностей запустить что-то новое. Только блокировка карт, запрет на открытие счетов, препоны при открытии юрлиц и отказ в ВНЖ или визе. Справедливости ради надо сказать, что тем, кто в этой ситуации думает о возвращении на родину, официальные представители родины предлагают ту или иную версию ГУЛАГа.


Так что приходится зарабатывать себе на жизнь тем, что есть.


Еще один момент - это, конечно же, контекст.

Мне очень повезло, что мой российский бизнес связан с медициной. У меня был ноль переживаний по поводу того, стоит ли его продолжать или нужно от него дистанцироваться. Лечить людей, не делая различий между богатыми и бедными, плохими и хорошими, красными и белыми, - я такое обещание давал, когда мединститут заканчивал.


Если бы я производил или завозил оптику, электронику или оружие, то, наверное, выбор передо мной стоял бы совсем другой.


Так что как был я предпринимателем, в том числе и российским, так я им и остался.


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий