четверг, 21 декабря 2023 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 74


Так, что-то давно я не хвастался своими супер-способностями.

Настрой у меня в вид депрессивного эпизода не сильно способствует - сейчас я себе кажусь бестолковым и полным только недостатков, но задание есть задание, надо его выполнять.


Итак, еще одной моей супер-способностью является эмпатия.


Это - заезженное сегодня слово, плюс к тому возведенное в ранг какой-то супер-мистической способности, даваемой людям с рождения, но не всем. Более того, бытует мнение, что социопаты и психопаты этой способности лишены начисто.


Про псхиопатов как-нибудь отдельно напишу, есть у меня на эту тему теория, противоречащая сложившемуся дискурсу, а с социопатией и врожденным даром разберемся прям здесь и сейчас.


Начнем с самого понятия. Эмпатия - это умение понять мысли и чувства человека максимально близко к тому, как он думает и чувствует сам. Ее часто путают с двумя похожими понятиями: умением поставить себя на место другого человека и сочувствием. На самом деле ни то, ни другое эмпатией не является.


Поставить себя на место другого человека - это мысленно перенести себя в ситуацию человека и смоделировать собственные ощущения в ней. Не смотря на то, что это может быть полезным для определенных целей, это - не эмпатия, а нечто ей противоположное. "Я бы на твоем месте..." - это не способ понять человека, а способ дать ему совет со своих позиций. Если у меня попросили совета в форме: "Как бы ты поступил на моем месте", - это очень полезно. Во всех остальных ситуациях человек почувствует, что его не только не поняли, но еще и лезут со своим собственным опытом, которого он не запрашивал.


Сочувствие - это выражение собственного отношения к ситуации человека, которое собеседнику кажется схожим с тем, как к ситуации относится человек. Осуждение - другая сторона этой же самой медали. С одной стороны, проявить сочувствие можно, только поняв человека хотя бы в минимальной степени, с другой можно посочувствовать и иллюзии, которую мы создали касательно мыслей и чувств человека, совершив ошибку в своих суждениях.


Эмпатия, вопреки распространенному суждению, это - навык. Разумеется, как и со всеми навыками, разные люди генетически имеют разный стартовый уровень. Нейро-физиология связывает это с количеством и качеством зеркальных нейронов, отвечающих за правильное считывание невербалики и вербалики других живых существ. Кто-то вздрагивает от "отзеркаленной" боли, когда в кипящую воду бросают рака, кто-то не в состоянии почувствовать радость, услышав ликующий смех малыша.


Однако, навык этот вполне себе раскачиваемый. Будучи глухим социопатом (социальные нормы и слепое следование им никогда не были для меня чем-то важным) и весьма эмпатически тупым от рождения, я приучил себя внимательно слушать людей, смотреть на них и переспрашивать: "Правильно ли я понял, что ты думаешь то-то и чувствуешь то-то?"


Получая обратную связь я, как и любая нейросеть, постепенно обучал себя, накапливая в памяти, что означают те или иные слова, изменение тона голоса, направление движения глаз, жесты, вздохи и т.д.. Сегодня я могу понять практически любого человека за несколько минут разговора.


В какой-то момент мне стало понятно, что люди редко получают понимание: их собеседники, даже близкие им люди, слушают либо с намерением найти какой-то аналог в собственном опыте ("О, у меня тоже так было, послушай...") или дать совет ("Я думаю, ты должен/а/ы...") по поводу чувств или действий.


И столкнувшись просто с пониманием, без суждений, советов и поисков аналогов в себе, они начинают воспринимать меня как очень доброго человека. Что ошибка: доброта к моим супер-способностям не относится. Я - очень корыстный, злобный и местами даже гнусный человек;)


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий