четверг, 11 июля 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 277


Слушал некоторое назад интервью Саши Долгополова - одной из лучших комикесс, шутящих (пока еще) на русском языке, на мой взгляд. Среди прочего внезапно наткнулся на нелюбовь Саши к капитализму. И как-то прорвался в мой мозг бурный дискурс последних ста лет: кто левак, а кто правак.


Честно скажу, я всегда старался держаться от таких дискуссий подальше, потому что вообще не люблю огульного разделения 8 миллиардов людей пополам по какому-то одному признаку и последующей попытки объяснить каждые 4 общими для всех них свойствами. Более того, мне сами слова: "леваки" и "праваки" кажутся скорее попытками оскорбить, обозваться, а не определением взглядов.


Не говоря о том, что сами термины - очень расплывчатые и пытаются включить в себя слишком разные и противоречивые свойства. Вот, левак, например, он за госсобственность? И против частной? А правак, получается, наоборот. Левак при этом - за равноправие и человеческие свободы. А правак тогда за ксенофобию и репрессии? Но левак же за госконтроль, а правак за свободу предпринимательства? А "традиционные" ценности - это же праваки? Но навязывание системы ценностей гражданам - это же про леваков? А госкорпоарции крайне правых - это же нарушение частной собственность, т.е., получается, уже переход на сторону левых? И так до бесконечности.


Поэтому я в таких разговорах не участвую и мыслями такими голову себе не заполняю. А, вот, более конкретные взгляды и парадигмы обсуждаю с удовольствием. Например, капитализм.


Я лично люблю капитализм. Вот, не воспринимаю его как меньшее зло или как необходимую ступень на пути к вселенскому счастью, а именно люблю. Если бы спросили меня (и потом сделали, как я решил), я бы сказал: "Пусть капитализм будет везде и всегда!".


Почему?

Во-первых, для меня капитализм - это прежде всего честно. Я люблю ситуации открытого добровольного обмена, когда стороны четко проговаривают, кто кому что делает и кто кому что за это должен. Я тебе - массаж ступней, ты мне - коробку конфет. Я тебе 8 часов рабочего времени - ты мне 5 тысяч долларов в месяц. Не люблю непрозрачных неконкретных договоренностей, неизмеримых в цифрах. Чувствую себя в них крайне неуютно - все время ощущение, что либо мной злоупотребляют, либо я сел кому-то на шею.


Во-вторых, капитализм для меня - это свобода. Это - возможность самому определиться, чем тебе заниматься, когда заниматься, в каком объеме. Ты сам хозяин своей жизни. Ты оцениваешь себя, работаешь над своим ресурсом и делаешь ставку: я думаю, что я - слесарь, повар, актер, комик. И ты получаешь честную обратную связь. Если твоя ставка верна, ты получаешь признание своих клиентов в четко измеримом количественном эквиваленте. Если твоя ставка ошибочна, ты получаешь обратную связь тем же путем и можешь делать выборы: прокачиваться или менять точку приложения усилий. Это - еще и честно, см. п.1..


В-третьих, капитализм для меня - это справедливость. Ты что-то делаешь хорошо, ты где-то молодец, - вот тебе хорошая жизнь, причем практически сразу. Ты халтуришь, делаешь неверный выбор, ленишься, - вот тебе плохая жизнь, причем тоже довольно быстро.


А как же быть с теми, кто не может? Да, на самом деле так же, как с теми, кто не хочет. Современный капитализм, в отличие от капитализма зарождавшегося, экстремального и жесткого, как любая молодая общественная парадигма (вспомните, Великую Французскую Революцию или то, как начинали просвещенные, а затем и конституционные монархии), - очень этичный и даже экологичный. Капитализм не исключает налогов. Налоги могут быть и большими. И на эти налоги государство, специально для этого существующее при капитализме, заботится об экономически недееспособных и просто ленивых. В идеале через частных контракторов.


Вот такая она моя любовь - капитализм, няшечка, чмок ему и обнимашка)


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий