понедельник, 8 июля 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 274


Недавно поучаствовал в обсуждение запрета никабов в Дагестане. Из позитивного: разобрался в вопросе подробнее, - оказывается, в исламских обществах есть множество видов мешков с прорезями для глаз, которые не только называются по-разному, но и по-разному выглядят, имеют разное значение и функции. Получил новую информацию, стал чуть эрудированнее, - значит день уже прошел не зря.


На выходе из беседы продолжил думать и вот до чего додумался.


Понятно, что то, что происходит сейчас в Дагестане, - это последствия недавних терактов. Ну, чувствует местное руководство, что накосячило, и пытается изобразить какую-то видимость деятельности. А заодно и местное население наказывает. В целом очень похоже на то, как в Европе борются с Путиным, запрещая въезжать на свою территорию беглым россиянам на их машинах.


Но мысль моя пошла шире.

А как вообще я отношусь к запретам ношения никабов, паранджей, хиджабов и прочих вариантов наголовных пакетов? И отношусь я крайне отрицательно. При всем моем презрении к идеям религии и негативном отношении к церквям всех видов и расцветок я считаю одежду личным выбором каждого. Понятно, что сложно говорить о свободном выборе женщин в традиционном исламском обществе, но запрет на ношение чего бы то ни было, равно как и обязательство ношения, - на мой взгляд, вмешательство в персональную жизнь человека. И государство должно быть максимально далеко от того, что носят и что не носят люди.


А как быть при этом со школами, например?

Я думаю, что частная школа может устанавливать любые стандарты одежды. Дети не обязаны ходить в частные школы - это выбор (их или их родителей). А в государственные обязаны. И государственные учебные заведения не должны иметь права диктовать ученикам, как им одеваться и что носить на голове. "Мойшу не надо нюхать - Мойшу надо учить", - как говорится в одном мудром анекдоте.


Кроме чисто морально-этических рассуждений (они - всегда спорны, дискутабельны и имеют свойство частного мнения), у меня созрел вопрос практический, измеримый и научно проверяемый. А кто-нибудь собирал статистику о том, насколько эти запреты полезны и целесообразны? Вот, как они влияют, например, на реализацию равноправия женщин, на снижение насилия в семье, на доступ девочек к образованию? На частоту терактов, в конце концов?


Я таких исследований не видел. Это не значит, что их нет в принципе, но значит, что их нет в общедоступном инфо-поле. А значит, все эти решения принимаются не осознанно и целесообразно, а эмоционально и умозрительно.


Вот, я и попробовал развить картину умозрительно. Представим себе, что живет в условной дагестанской очень традиционалистской семье девочка. И есть у нее папа. И, вот, правительство говорит папе: больше твоя дочь в никабе в школу приходить не может. Перед каким выбором теперь встает ее папа?


Папа изначально не в восторге от идеи образования дочери. С его точки зрения женщина - это все-таки вещь. Вещам образование не нужно. Вот, вам пришло бы в голову давать образование тумбочке или стиральной машине? Однако, он был готов на компромисс и эксперимент, отправив дочку в школу. С условием соблюдения остальных традиций, в том числе ношения на голове мешка. А теперь ему говорят: или мешок снимай, или в школу она не пойдет! Угадайте, что же он выберет: опозорить семью или забрать дочь из школы?


Кстати, если вы знаете какие-то исследования на тему того, как запреты той или иной одежды, привели к каким-то результатам, кидайте ссылки, буду рад ознакомиться.


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий