четверг, 1 февраля 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 116-й


Вернусь к теории 12-и родительских предписаний на собственном примере.

Напомню, теория лежит в основе транзакционного анализа Эрика Берна - одного из самых распространенных на сегодня методов психотерапии и прокачивания коммуникационные методик. Эрик выделил 12 предписаний, который мы как родители даем нашим детям, и, сами того не понимая, закладываем у них установки, которые здорово будут им мешать.


Вторая установка в классике называется: "Не будь ребенком!"

Мы прививаем ее вполне очевидными словами: "Ты что как маленький?" "Ты же уже большой!" "Ну, что за детские игры?". Однако, мы можем это делать и менее очевидными способами.


Как это сработало на мне.

С раннего детства мне в совершенно положительном ключе внушалось, что я - большой, что я взрослый. Я - старший ребенок в своем поколении семьи, так что это было совершенно логично и естественно. Когда родители развелись, мне, опять же, исключительно в позитивном смысле говорилось, что я теперь - старший мужчина в семье.


Слово "мужчина" никакого значения для меня не имело и не повлияло, поэтому посыл воспринимался мной как "старший человек". "О, ты - совсем как взрослый рассуждаешь/думаешь/поступаешь". Звучит как похвала, но...

Старший мужчина в семье, который всем помогает, за всех отвечает и всех защищает, - означает, что я - взрослый. А взрослый - это не ребенок.


Чем это предписание мне мешает.

Если брать классику транзакционного анализа, мой внутренний ребенок (да-да, этот термин именно из этой теории родом) оказался в итоге внутри меня на последнем месте. Ему можно выйти на свободу только, когда все "взрослые" дела сделаны. В итоге это привело меня к установке, что сначала я делаю все для других, за которых я несу ответственность, которым я должен (нередко не потому, что мне за это заплатили, а потому, что ну как же они без меня?), и только потом для себя.


Потом - это когда?

Правильно: никогда.


Однако, не все так однозначно, как любят говаривать сегодня и в шутку, и на самых серьезных щах. Я был бы не я, если бы не извлек из этого какую-то пользу)


Чем это предписание мне помогает.


На контрсценарии я сформировал глубочайшую толерантность к оценочным суждениям: "это - не серьезно", "это - как-то по-детски", "это - детские развлечения", "ты это перерос". Если я занимаюсь чем-то, то мне доставляет удовольствие и удовлетворяет мой интерес, то мне плевать, кто там что там об этом думает.

Независимость мышления, которую я в себе очень ценю, лежит корнями и в этом предписании. Ну, а обязательность и ответственность... Сами понимаете)


Вот такое второе родительское предписание, теперь вы видите, что если вместо того, чтобы похвалить ребенка за то, что он сделал классно КАК РЕБЕНОК, вы говорите: "О, ты совсем уже взрослый!", - то рано или поздно он облысеет, обрастет бородой и начнет писать ежедневный блог!


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий