вторник, 30 января 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 114-й


Заканчиваю свой мыслительный процесс на тему эмпатичных психопатов.


Итак, Джеймс Фэллон обнаружил особенности строения головного мозга, свойственные только психопатам, а также, что его мозг устроен именно так. При этом он никогда не проявлял своих психопатических склонностей. Что его удивило. А меня нет.


Потому что еще в медуниверситете я узнал, что 95% людей не имеют наследственной защиты от кариеса и понял, что, окажись они в дикой природе, они бы умерли от голода еще в детстве. Однако, развитие технологий (в первую очередь, обработки пищи, а затем и медицины) позволило этому эволюционно нежизнеспособному "подвиду" человека разумного не только выжить, но и размножиться, став подавляющим большинством.


У меня в голове сложился пазл!

То, что считают психопатией, - это не отсутствие эмпатии, а способность ее отключать.


Эмпатия - это очень полезное для выживания млекопитающего умение. Нужно уметь чувствовать то, что чувствуют твои соплеменники, от отношения которых к тебе зависит твое выживание. Нужно уметь понимать, что чувствует и намеревается сделать хищник, встретившийся тебе в лесу. Нужно уметь чувствовать эмоции и предсказывать планы твоей жертвы на охоте.


Однако, эмпатия мешает "нормальному" человеку проявлять агрессию и насилие.

В современном обществе в этом нет никакой нужды. Дикие звери нам больше не угрожают, охотимся мы только на колбасу в магазине, а насилие между людьми, по крайней мере в процветающих обществах, не просто уголовно наказуемо, но и абсолютно неприемлемо для общества. Даже детей в детских садах учат НЕ решать проблемы кулаками.


Однако, каких-то пару сотен лет назад тот, кто не сможет подавить сочувствие к врагу или дикому зверю, сам окажется убит. Представьте, что на вашу деревню напали варвары, вам нужно защищать родных и близких с мечом в руке, вы уклоняетесь от копья, заносите клинок и... Вас одолевает невообразимая жалость от того, что вы ощущаете, как ваш меч проходит сквозь ребра напавшего, как его органы разрываются. Вы чувствуете его боль и холодный металл, проходящий через тело. Чувствуете, как кровь выливается из раны, как он слабеет, как подкашиваются его ноги, как он падает на землю, перед глазами его темнеет и он в последний раз вспоминает своих крошечных детишек...


Всё, пока вы всё это пропускали через себя, застыв в нерешительности, враг уже вернул себе равновесие и насадил вас на копье, без малейших сантиментов. Почему? Потому что он - прирожденный "психопат" и он умеет отключать эмпатию, когда того требует ситуация. У него есть встроенный в мозг механизм временного подавления эмпатии, а у "нормального" человека нет.


Таких людей с "заклинившей" эмпатией почти всегда было меньшинство, они просто не выживали и не давали потомства. А недавно, когда насилие (и обязательная для него функция отключения эмпатии и сочувствия жертве или врагу) перестало быть залогом выживания, они размножились и стали нормой.


Почему этот вопрос так меня занимает, спросит внимательный читатель?)

Разумеется, я заступаюсь за своих)) Я - очевидный психопат. И у меня - полный порядок с эмпатией. Обязывает ли это меня стать антигероем очередного сериала про маньяков-убийц? Вовсе нет.


У меня есть возможность выбора: я могу отключить свою эмпатию, а могу отключить другие порывы и проявить сочувствие и милосердие даже к причинившему мне вред.


Когда-то я обожал охоту, моим главным развлечением было затеять драку на улице или в баре, а из замученных мной до смерти насекомых и мелких зверюшек в детстве можно выстроить кладбище, которое восхитит Стивена Кинга. Прошло время, изменилось мое мировоззрение - я уже много лет убежденный вегетерианец, пацифист и противник любого насилия.


Люди - это нечто большее, чем просто набор генов и врожденных характеристик. Психопаты - не исключение;)


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий