вторник, 9 января 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 93


Про ложный дофамин кризисных ситуаций, или почему мы так любим оказываться в кризисах.


Недавно я рассказывал о том, что люди в целом и предприниматели в частности очень ценят истории о том, как преодолели какой-то умопомрачительной фак-ап, многому научились и "благодаря ему...". Не ставя под сомнение ценность самого факта выхода из кризиса и подвиг совершенный при этом каждым из нас, я все же оспариваю самоценность кризисов и теоретизирую о том, почему мы так любим оказываться в кризисах снова и снова.


В критической ситуации я проявляю себя в лучшем свете! Вот, что можно услышать от многих моих коллег по предпринимательскому цеху. И не только от них. Почему же мы так себя воспринимаем? Ответ я вижу в нейрофизиологии, в медиаторе поощрения - дофамине.


Приведу пример из своей недавней практики, произошедший в последние недели декабря. В нашем бизнесе конец года - это самый жаркий сезон, когда все, что мы готовили предыдущие 10 месяцев, приходит в движение и стремится к своему завершению. Такая у нас местная особенность. Об этом писал еще Крылов в басне "Стрекоза и Муравей", перечитайте, чтобы прочувствовать.


Но рынок есть рынок - у него свои условия и мы по них адаптируемся. По крайней мере, пока не накопим ресурса на его изменения. Еще одной особенностью нашего рынка является нереально огромный навес совершенно никому не нужной с практической точки зрения бюрократии, регулирования, законов, правил, агентств, комиссий, комитетов, которые неизбежны при составлении и заключении сделки. Сейчас это составляет примерно 80% нашей деятельности. Но об этом как-нибудь в другой раз.


И, вот, наступает середина декабря и клиент, с которым мы готовили сделку 2 года, наконец дает отмашку, что да, я выбираю вас из всех конкурентов, - бегите всё готовьте. Разумеется, в процессе подготовки в и без того крайне концентрированный период приводит к тому, что документация готовится некачественно, договоренности с персоналом клиента по техническим и юридическим деталям заключаются на бегу и в итоге мы имеем сделку, в которой есть ошибки.


Времени на исправление нет: у нас есть 4 часа на то, чтобы придумать, как обойти имеющиеся косяки, согласовать с несколькими ответственными лицами клиента, отобразить это все в нашей системе, подготовить финальные документы так, чтобы весь этот распадающийся бюрократический франкенштейн хоть как-то доковылял до результата.


Поняв, что ситуация критическая, я включаюсь в ручное управление. Я действительно умею собираться в критический момент и действовать четко, продуманно и держать в голове тысячу тонкостей и все их взаимосвязи. "Маша, звони туда, спроси то." "Петя, иди туда, добудь это". "Я подготовил документ, Карина, сверь вот эти пункты с этим законом". "Витя, бери вот эту бумажку и беги согласовывай с ним".


Десятки распоряжений, ноль вопросов, - все берут под козырек и бегут. Каждый делает свой маленький кусочек, я дирижирую процессом, параллельно делая самые сложные куски задачи - рук-то не хватает. Через 3 часа 30 минут (за 30 минут до дедлайна) всё готово, документы уходят на подписание, сделка спасена.


Всех накрывает волной дофамина. Весь день вся контора была занята только этим. Я - охуительно все продумал и просчитал, верно отделегировал мини-задачи, каждый безупречно сделал свою работу. И все под угрозой, что в любую секунду пойдет коту под хвост. У кота там - жопа, я проверял.


Разумеется, все чувствуют себя профессионалами, спасателями и спасителями, а еще ощущается настоящий командный дух. Все-таки мы - не сборище бакланов, мы - настоящие профи: умеем решать срочные проблемы, действовать сообща и укладываться в крайние сроки.


А почему всё обстоит как раз-таки наоборот, расскажу в следующий раз, ибо время мое истекло)


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий