суббота, 15 июня 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 251


Интересный был разговор недавно. Про демократию. Понял, что политология - это то, что надо преподавать в школе вместо литературы, ОБЖ, не говоря уже об уроках православия, разговорах о важном и прочем промывании мозгов. Иначе многие базовые понятия в головах людей существуют в каком-то искаженном виде.


Меня всегда удивлял спор между условным либералом и условным запутницем, который шел таким путем:

Либерал: Путин уничтожил демократию, потому что он правит 25 лет.

Запутинец: Но Путина же выбирают все эти 25 лет. Раз большинство россиян его выбрало, значит, так хочет народ. Разве это не демократия?

Либерал: ... пожимает плечами и тяжело вздыхает.


Только вдумчивый неспешный разговор меня (либерала) с другим либералом российского происхождения привел меня (на 40-ом году жизни) к интересному открытию. В русскоязычной среде, причем даже среди весьма образованных людей, бытует смешение между демократией и диктатурой большинства.


Демократия, по крайней мере, в ее современном виде, не подразумевает диктата большинства над меньшинством. То есть, в каком-то смысле да, на короткой перспективе победившее большинство получает возможность решать споры и противоречия, накопившиеся в обществе, своим путем, а меньшинство вынужденно с этим согласиться и действовать не так, как оно считает нужным.


Однако, есть два суровых отличия от электоральных, классовых, теократических и прочих видов диктатур.


Во-первых, кто бы не победил на данном витке электорального процесса, у проигравших нет переживаний за поражение себя в правах и дискриминацию. Есть конституция, в которой прописаны базовые права всех граждан, и никакая из сторон, никакое большинство не может их нарушить, как бы сильно им не хотелось. Расширить - да, сузить - нет.


Во-вторых, проигравшие соглашаются с мнением большинства и не устраивают революций, потому что это поражение - временное. Если городской совет избирается раз в 4 года и я как житель города и налогоплательщик, на чьи деньги этот город содержится, хочу, чтобы мои деньги пошли на постройку парка, - я голосую за ту партию, которая обещает построить парк.


Однако, она проигрывает другой партии, которая обещает расширить дорогу. Соответственно, денег на мой парк не хватит. Мне остается только согласиться с этим, ведь я знаю, - в этот раз моя идея (и партия, которая ее обещала реализовать) выборы проиграла, но через 4 года будут новые выборы. Я хорошенько к ним подготовлюсь, я буду вести агитацию, буду разговаривать с людьми и у меня будет шанс победить.


В качестве дополнительной гарантии этого "мы проиграли, но скоро у нас будет другой шанс" в большинстве демократий есть механизм ограничения количества побед, которые может одержать та или иная сила. Чаще всего они касаются персоналий, а не партий, и только на самых высоких должностях. Т.е. если лично-персонально тот же Гитлер, Сталин или Путин победил на выборах и занял высший исполнительный пост дважды, то при всем к нему уважении и народной любви, третий раз он уже этого сделать не может, что защищает не только от вождей - отцов наций, оказывающихся на поверку кровожадными ублюдками в массе своей, но и идею о том, что проиграть сегодня - не так и страшно.


Можно немножко потерпеть "диктатуру большинства". Ведь завтра шанс стать большинством есть и у меня. А послезавтра придется побороться за эту позицию.


Вот такая интересная штука - эта ваша демократия.


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий