среда, 29 мая 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 234-й


Наткнулся на одну особенность интересную в разговоре с психологом и теперь не могу развидеть.


Оказывается, меня передергивает и коробит от слова "обесценивать".


Стал копаться в себе. Интересно, что изначально мне слово очень понравилось, - оно было и модное, и емкое, и описывало какую-то неуловимо тонкую грань между субъективной оценкой и попыткой унизить человека, принижая его достоинства и заслуги. Я стал активно применять это слово и делал это с удовольствием.


"О, опять я обесцениваю свои заслуги!" "О, блин, как всегда, начал обесценивать свой вклад, да?" Это было весело - признавать за собой такую ложную скромность, скрывающую за собой самосаботаж и нелюбовь к себе. "Мне кажется, тут ты немножко обесцениваешь свой собственный труд." Еще вот так я научился поддерживать людей с низкой самооценкой.


И... как-то так постепенно-потихоньку слово вошло в обиход моего окружения. Не прошло и нескольких месяцев, как я начал постоянно слышать его в свой адрес, но уже в качестве обвинения: "Ты меня обсцениваешь", "Ты сейчас обесценил мой труд", "Ты сейчас обесценил мой вклад" и т.п.. Я сжимался внутри - мне очень не хотелось обесценивать других людей, я не хотел думать про себя, как про обесценивателя.


И при этом крайне редко это происходило в ситуациях, когда я мог бы поспорить с объективностью моей оценки. Разумеется, чаще всего я слышал такие обвинения в свой адрес в процессе конфликтных разговоров, когда они из фазы: "Я вижу проблему или недоработку, давайте ее обсудим и, если она есть, попробуем ее решить" - переходят в фазу: "Вот ты, бля, самый умный и красивый, а все вокруг тебя..." или "Ты слишком грубо/вежливо/тихо/громко со мной разговариваешь". Т.е. с сути вопросы съезжали на обсуждение моей, признаюсь, не самой идеальной и гармоничной личности.


"Я не оскорбляю, я объективно оцениваю", - любил говорить мой папа в таких ситуациях. Надо сказать, что, в отличие от меня, он был человек интеллигентный и оскорблял людей только в крайних ситуациях.


Накопал в себе интересный лингвистический баг, который и создал во мне крючок, за который меня можно увести от предмета моих критических замечаний к обсуждению моих морально-этических качеств и ораторского искусства. "Обесценить" - для меня это слово стало обозначать "снизить реальную пользу поступка" или "заставить человека силой изменить мнение о себе на худшее".


Представляете, каким злодеем я начал себя ощущать при таком понимании слова? Любая критика с моей стороны, почти всегда имеющая под собой объективное основание и высказываемая (если со мной не вступать в пассивно-агрессивную полемику) в крайне мягкой и вежливой форме, - это "отрицательная оценка" действий (реже мотиваций) человека. Мозг стремиться к избавлению от информационной избыточности, т.е. сокращению длины понятий. Поэтому мы и пользуемся аббревиатурами.


"Как сказать "отрицательная оценка" одним словом?" - спрашивает он себя. "Обесценить" - находит самый близкий по значению ответ и подсознательно закрепляет эту связь. Теперь каждый раз, когда я выражаю отрицательную оценку мое подсознание говорит, что я "обесцениваю" человека.


Хорошо, что я дал себе труд над этим поразмышлять, а то так и мучился бы каждый раз, когда нужна критика с моей стороны.


А как у вас с обесцениванием?


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий