среда, 8 мая 2024 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - День 213-й


Захотел сегодня поделиться размышлениями на тему финансовой грамотности и финансового планирования. Я много раз рассказывал, что был чудовищным распиздяем в этой области, как меня это приводило к крахам и в бизнесе, и в личных финансах, и как я в конечном итоге это исправил.


Но как именно?

В далеком 16-ом году, оказавшись в полнейшей заднице, в которую заехал наш бизнес из-за наплевательского отношения к финансам, мы засели за работу над ошибками. Мы понятия не имели, как управлять деньгами, чем отличаются потоки от запасов, не имели финансового образования. Мы умели зарабатывать деньги, но не умели ни тратить их, ни планировать взаимодействие между этими двумя процессами.


Так как времени на восполнение пробелов в образовании у нас не было, мы придумали свою собственную методику. Те же принципы были внедрены впоследствии и в наш семейный финансовый план, который был создан лишь через год после финплана корпоративного.


Общая суть идеи заключается в том, что все входящие потоки денег объединяются в общий пул и дальше распадаются на несколько ручейков по статьям расходов. В бизнесе есть две "речки" погуще - операционные и неоперационные расходы, которые расходятся на ручейки-статьи: закупка, транспортные расходы, налоги, зарплаты и т.п.. В семейном распределение несколько иное: есть общие расходы, распадающиеся на статьи: еда и бытовая химия, аренда, развитие, и есть личные расходы - по одной статье на каждого члена семьи.


Само по себе планирование представляет собой процесс прогнозирования ожидаемых расходов и настройка процента этих расходов, исходя из потребностей на каждой статье расходов. Прогнозирование в бизнесе основывается на запланированных продажах и статистических данных о средней продаже по клиенту, средним срокам оплаты, средним срокам реализации проектов - там непростая математика, которая дает вполне реализующиеся прогнозы.


В семейном финплане немножко попроще: мы знаем свои ожидаемые доходы (основанные по большей части на том же финплане в бизнесе, который предсказывает нам ожидаемые зарплаты), закладываем их - они вливаются в пул дохода, а затем мы настраиваем процент распределния по статьям расходов, чтобы покрыть свои нужды, потребности и желания.


Например, мы ожидаем, что заработаем в этом месяце 4 тысяч долларов. Тысяча уйдет на аренду (25%), полторы на еду-бытовые расходы (37,5%), оставшиеся 2,5 мы аналогичным образом расписываем по другим статьям: бензин, крупные покупки, личные деньги и т.п.. Если в итоге денег придет больше, то на статьях образуются профициты - значит, в следующем месяце нам нужно будет определить в них меньший процент и мы сможем позволить себе что-то еще. Если меньше, статья уходит в минус - сигнал, что с нее мы больше не тратим.


Разумеется, все в разумных пределах: если статья "Здоровье" ушла в минус, а у меня аппендицит, мы не будем откладывать операцию до следующего месяца, а сделаем ее в минус, одолжив из других статей, чтобы потом туда вернуть.


Но в целом этот инструмент показал себя крайне эффективным: с момента его введения мы ни разу не оказывались в ситуациях, близких к банкротству, ни разу не путали прибыль с основными средствами. Мы даже научились обращаться с самым коварным финансовым инструментов - быстрыми кредитами (кредитки как семья, кредитные линии и овердрафты как бизнес), хотя и не злоупотребляем ими, пользуясь только при необходимости.


И, вот, задумался я: а стоит ли сделать на эту тему, например, приложение? Или таких программ уже хватает? Если да, есть ли от них толк или люди, попробовав их, быстро бросают?


#дневниккочующегопердпринимателя #челлендж365

Комментариев нет:

Отправить комментарий