Дневник Кочующего Пердпринимателя - Том 2. День 36-й (401-й)
Про менталочку.
В русскоязычной культуре не очень принято распространяться о психических проблемах. О своих еще куда ни шло - продвинутые люди на такое решаются, но о близких, с которыми они живут - нет. Оно и понятно - не хочется создавать члену своей семьи "дурной репутации", да и вообще как-то раскрывать чужую медицинскую тайну не кажется этичным.
Так близкие тех, кто страдает психическими отклонениями, лишают себя поддержки, оказываются в состоянии полной изоляции, когда им начинает казаться, что они - а). одни на этом свете и никто через такое не проходил и ничем им не может помочь, - и б). скрывая факты, они обучают свой мозг воспринимать происходящее, как что-то не просто тяжелое, а постыдное. Стыд - худший помощник в решении любых ментальных проблем: как своих, так и проблем других существ, с которыми мы связаны.
И я - ничем в этом плане не отличаюсь от описанных людей, погрязших в спирали молчания. О себе и своих проблемах я рассказываю публично (но обо всех ли?..) и отвечаю на любые вопросы, а, вот, о проблемах моих близких... Работаю над этим, но пока что я очень далек от таких откровений. Но... Надо же с чего-то начинать)
Итак, у одного (как минимум) из членов нашей семьи есть психические проблемы. Наша кошка Цири - милейшее на вид существо, ласкучее и пушистое, нежнейше мяукающее, если ей что-то надо, любопытное и пугливое, - в долю секунды переходит в приступ дичайшей агрессии. Это чем-то похоже на параноидальный психоз. Вот, сидит нормальная кошка, может быть, не самая дружелюбная на свете, никому не мешает, никем не интересуется.
Моргнул - а она уже вцепилась человеку в ногу и дерется так, как будто от этого зависит ее жизнь. Она не просто царапается или кусается, она пытается убить ногу "противника", оставляя глубочайшие раны. Если ее не оттащить (на что решится далеко не каждый), она не останавливается. Что за механизм сощелкивает в ее маленькой пушистой голове, - эпилепсия, какой-то подострый псхиоз, что-то еще, - мы не знаем. Исследования не дали никаких ответов, хотя у кошки даже был свой собственный кошачий психиатр.
Кастрация помогла - она получила куда больший контроль над собой. До нее, на пике психоза она напала даже на меня и прогрызла мне ногу так, что я недели две хромал. Хотя после стерилизации такие случаи стали реже, они все равно сохранились. Цири не любит большинство приходящих к нам людей и дважды нападала на них, нанося серьезные травмы, в прошлом. Антидепрессанты и присутствие своих людей делают свое дело, но после второй внезапной вспышки мы решили больше не рисковать и запираем ее в отдельной комнате или одном из туалетов, если к нам, даже на минуту, заходят в гости.
В последний месяц после очень длинного периода ремиссии ситуация внезапно ухудшилась. Она напала на сына наших друзей (стоило нам расслабиться и решить, что ну уж эту-то семью она знает и нормально к ним относится), разгрызла ему ногу по-полной. Через несколько дней спросонья бросилась на Кузю. Когда она нападает на своих, ей нужна доля секунды, чтобы придти в себя. За это время она может нанести пару глубоки ран, но сама останавливается и потом долго ходит "извиняется". Пишу в кавычках потому, что кошкам не доступна такая комплексная мотивация как извиниться, они просто восстанавливают отношения, которые боятся потерять. Куснул? Приласкайся, покажи, что ты безопасен. На каждый минус сделай два плюса. Простая логика. Всё остальное мы приписываем кошкам, проецируя на них наши сложные эмоции и мыслительный процесс.
Как бы то ни было, сегодня она напала на Масяшу, прогрызла ему пятку. Совсем в раж не вошла - осознала, на кого напала, и остановилась, но было поздно. Вернулись к тяжелым дозам антидепрессантов, будем смотреть, как дело дальше будет двигаться.
Представьте себе, как непросто жить рядом с тем, кто может неожиданно, без всякой причины, даже не осознавая своих действий причинить боль тебе или другим членам семьи. И я говорю о маленькой кошке. Каково тем, кому приходится все время ждать такого от больших людей. И любить их при этом.
#дневниккочующегопердпринимателя