вторник, 2 декабря 2025 г.

 



Дневник Кочующего Пердпринимателя - Том 3. День 57 (787-й)


Ой, тут же недавно "Фонд Борьбы с Коррупцией" в России "признали" экстремистами, а я все забываю на эту тему порефлексировать. Забавно, кстати, само слово "признали" в данном контексте. Не "обозвали", не "назначили", не "объявили" хотя бы, а именно "признали". Как будто одновременно признание какого-то физического закона, противоречившего догматам святой веры, и признание артиста или художника мировой величиной.


Но задумался я о другом. О том, сколько же есть поводов "признать" экстремистом и лично меня. Причем, по совершенно формальным признакам. Не уверен, что формально я связан именно с "ФБК", хотя поддерживал их и поддерживаю сейчас, несмотря на не самые лучшие их времена, но я совершенно точно состою в "Штабе Навального". Они же - тоже экстремисты? Или они - нет, а сам Навальный - да? Там легко запутаться, но как бы состав, как говорится, прямо на лицо.


А чуть времени назад экстремистским же сообществом был объявлен "Антивоенный Комитет". В состав его я (к сожалению) не вхожу - сейчас вход к ним есть только для НКО и организаций, не для отдельных физиков, но манифесты и письма их публичные я подписывал исправно. Как это теперь в России называется, когда закон обратную силу имеет?.. Длящееся правонарушение, о как)


"Международное ЛГБТ-Движение". Тут уж вообще виновен по своим статьям - я и ЛГБТ, и международный, и движусь. Короче, экстремизм переходит все границы - и разумные, и безумные. Персональные симпатии мои тоже почти все в этом списке: Виктор Шендерович, Екатерина Шульман, Гарри Каспаров, Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза, Михаил Ходорковский, Евгений Чичваркин, Борис Акунин. Всех их регулярно в Youtube'е слушаю, лайки ставлю, комментирую. А в не менее экстремистском Facebook'е периодически еще и комментирую. А еще фотки в Instagram'е пощу время от времени.


Короче, вся эта близость к экстремизму меня, конечно, поразила на минуточку. Дело в том, что вырос я в России 90-х и экстремизм не был для меня пустым звуком. В российских городах регулярно взрывались дома, остановки и машины, шла Чеченская война, похищения людей были обычным делом. Кроме террористов исламистских, улицы были заполнены самой настоящей фашнёй. Бритых ребят со свастиками тогда экстремистами не называли, потому что поддержка у них была в народе довольно высокая.


И остается только усмехаться теперь, глядя на то, во что превратилось это слово в русском языке. "Экстремист" - это теперь почетный титул борца с режимом. Я тут в Черногории когда знакомлюсь с народом русскоязычным, заходит разговор о том, почему я Россию покинул, - сразу же звучит: "Да, вы, батенька, - экстремист!" И сразу теплеет на душе, смеемся, хлопаем друг друга по плечам.


А оглядываясь на 30 лет назад, понимаю, что за такие слова в свой адрес мог бы и в драку полезть. Меняется, меняется язык русский. И мы меняемся вместе с ним.


#дневниккочующегопердпринимателя

Комментариев нет:

Отправить комментарий