пятница, 9 мая 2025 г.

 

Дневник Кочующего Пердпринимателя - Том 2. День 215 (580-й)


День победы. 8-го мая Нацистская Германия подписала капитуляцию. Сталина не устроило, что это было сделано не так, как он хотел, и он потребовал, чтобы это было повторено на следующий день. С тех пор в Постсовке победа во Второй Мировой Войне (которая на самом деле на это не закончилась) празднуется в этот день.


В детстве я был рад этому празднику. Мне нравился парад, я любил военную технику, мне было интересно оружие, а больше всего мне нравилось сидеть у папы на плечах и махать флажком. Я был такой маленький, а папа такой большой, и мне было уютно и уверенно у него на плечах и махать флажком или шариком. Кто такой Гитлер, кто такой Сталин, какое горе они принесли человечеству, мне тогда было недоступно.


Когда я стал взрослее, для меня 9-е мая стало важным днем - днем, когда человечество преодолело массовое безумие, когда свихнувшийся маньяк, решивший, что он имеет право решать, каким народам жить, а каким нет, проиграл. Мы с папой поднимали рюмку коньяка и искренне (да, путь и немножко не гуманистично) говорили: "За то, что он сдох!". Сегодня я бы, конечно, предпочел увидеть Гитлера (рядом со Сталиным, Брозо, Мао Цзеудном и прочими "победителями") на скамье подсудимых. Но тогда я был моложе и суждения мои были куда экстремальнее.


Единственным членом семьи, знакомым мне в сознательном возрасте, была бабушка Фира. Она не была солдаткой во время войны, она была подростком. Но она днем работала на заводе - штамповала оболочки для гранат, а по ночам носилась по крышам и тушила нацистские "зажигалки", которые они сыпали на Саратов, чтобы подсветить цели для бомбардировщиков. Я совершенно искренне поздравлял ее и мне приятно было получать поздравления с победой от нее. Даже, когда началось победобесие и меня начало воротить от апроприации 9-го мая путинским режимом, с тем, чтобы поздравить ее с ее победой, у меня не было никаких проблем.


А несколько лет назад она умерла. И через пару недель после ее смерти настало 9-е мая. И мне позвонил друг и кричит в трубку: "Костян, с победой тебя! Ура! Ура! Ура-а-а-а-а!" И я впервые ощутил, насколько это пошло. Я лично не принимал участия в этой войне, я не имел к ней никакого отношения. И друг мой не имел. И наши родители тоже не имели. И не имел почти никто из тех, кто теперь радостно горлопанил: "Поздравляю! С победой! С нашей победой!"


Тогда-то я и задался вопросом: а кого я вообще победил? Тараканов у себя на кухне? И понял, что никого я не побеждал. И осознал, что мне стыдно принимать поздравления с этой победой. И стыдно поздравлять других, кто в этой войне не участвовал и этой победы не завоевывал.


С тех пор для меня 8-е мая стало тем, чем оно и должно быть: днем, когда человечество преодолело тяжелейший припадок собственного безумия. Днем, когда добро и примкнувшее к нему меньшее зло победили зло большое. Днем, который надо помнить, но который надо не празднично отмечать, а горестно вспоминать. Чтить подвиг тех, кто боролся со злом, принимать тех, кто с этим злом начинал на одной стороне, но позже одумался. И повторять: "Больше никогда!"


А с 9-ым мая и всей этой херней, про то, как мы, уважаемые сограждане, кого-то там победили, пора кончать. Мы лично никакого Гитлера не побеждали, ни с каким нацизмом не расправлялись и, если и делали что-то хорошее, чем стоит гордиться, то уж точно не в 1945-ом году.


#дневниккочующегопердпринимателя

Комментариев нет:

Отправить комментарий