воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Эксперимент Headstrong - Введение

Сколько я себя помню, я всегда был очень энергичным человеком. Я делал много, думал много, работал много, отдыхал масштабно, спал мало, но всегда высыпался. Я был упорным, целеустремленным, многозадачным, моментально впитывал новую информацию, вдохновлял всех вокруг себя и был неутомим.

К чему это я? Кроме того, чтобы просто похвастаться, разумеется?
А дело в том, что мне казалось, что таким я буду всегда и ничто не сможет этого изменить. Я буду только развиваться, становиться лучше, сильнее, добрее, веселее, умнее и т.д.

Но пару лет назад я пережил серьезную депрессию.
Не первую в своей жизни, но такой силы, что смог осознать, насколько клиническая депрессия - заболевание, а не просто упадок сил или накатившая грусть и меланхолия.

Не буду сегодня вдаваться в подробности, просто скажу, что в один год произошло так много всего: рухнул развивавшийся еще вчера большой бизнес, перестройка отношений в семье и последовавшие за этим многочисленные конфликты, практически полный разрыв отношений со старшим сыном, тяжелая болезнь бабушки, неожиданная ссора с одним из самых близких друзей, нависшая угроза банкротства... И это - только самые заметные события, полное описание всего займет слишком много времени, да и не больно интересно.

С каждым из этих событий по-отдельности я бы легко справился. Даже с несколькими из них. Но решив ответить на такое количество вызовов одновременно, я переоценил свои силы и... сломался.

Здесь я не ставлю себе целью описать ни саму депрессию, ни те способы, которыми я из нее выбирался - об этом я, возможно, расскажу позже, - я хочу рассказать о ее последствиях, т.к. об этом мало, кто рассказывает, и, надеюсь, это может оказаться кому-то полезным.

Итак, когда я вышел из депрессии, то обнаружил, что я сильно изменился. В ролевых компьютерных играх есть такой термин "level drain" - кто не знает, погуглите, изучите поподробнее, с чем я столкнулся в жизни.



Сама по себе депрессия чем-то похожа на острую травму, когда в Вашем теле есть физический разрыв и из него вытекает кровь, оставляя Вас без сил, энергии и воли. Если травму залечить: остановить кровотечение, сопоставить отломки костей, зашить порез, то угрожающее жизни истощение прекратится и через некоторое время можно сказать, что травма вылечена. Аналогично происходит и с депрессией - если острую фазу прекратить, то можно сказать, что человек из депрессии выведен.

Однако, как и с физической травмой после заживления могут остаться шрамы и другие последствия.

Шрам - это когда на месте разрыва тканей изначальные клетки заменяются клетками соединительной ткани, которая закрывает дефект, но не способна исполнять функции той ткани, которую она заместила.

Иногда такие шрамы могут быть мелкими и незаметными, не влияя на Ваше существование, а могут быть большими, протяженными, сковывать Ваши движения, изменять Вашу внешность, не давать Вам совершать те действия, которые Вы считали для себя привычными. Особенно понятно это становится, если посмотреть на то, как шрамы изменяют тела и жизнь людей, получивших обширные ожоги.

Как это проявилось у меня?
Первое, на что я обратил внимание, была потеря множества знаний и навыков, которыми я до депрессии обладал. Например, до депрессии я умел заряжать людей позитивом, или читать по диагонали, или рисовать простым карандашом. Теперь же у меня были только воспоминания о том, что я раньше это умел, но сам навык отсутствовал.

Самое неприятное, что такие "потери" знаний нередко проявлялись неожиданно, в ситуациях, где они были мне так нужны. Представьте себе, что Вы прыгнули в бассейн с десятиметровой вышки и, только коснувшись ногами поверхности воды, осознали, что не умеете плавать.

Потеря доступа к информации в своей собственной голове (или повреждение этой информации в ней - не уверен, какой механизм тут действует) была не единственным последствием ментальной травмы. Вторым, еще более неприятным фактором, стала полная и непобедимая ничем апатия.

Сколько я себя помню, я был волевым человеком. С самого раннего детства я воспитывал в себе стойкость и волю. И к тридцати с небольшим годам я пришел человеком, который мог сделать с собой все, что угодно, ради достижения цели, которую он себе поставил.

Теперь же любое усилие воли, любая попытка сделать над собой хоть малейшее усилие приводила к тому, что меня начинало клонить в сон так безудержно, что иногда я засыпал прямо на том месте, где меня застала мысль о том, что надо что-то предпринять.

У меня не было недостатка ни в мотивации, ни в целеполагании, ни в осознанности, - и... это никак не помогало бороться с сонливостью, которая накатывала на меня каждый раз, когда я пытался зайти чуть дальше, чем совершение рутинных действий, не требовавших от меня никаких усилий. Я злился на себя, копался в себе, пытался медитировать (этот навык я, кстати, потерял полностью и до сих пор не смог до конца восстановить), применял к себе разнообразные методики внутренней мотивации... Все без толку - любое усилие воли и мои ноги и руки ватные, глаза набиты песком и я засы...

Хуже всего, что эта сонливость и моментальная потеря сил накатывали на меня при любой попытке взаимодействовать с другими людьми. И это было для меня катастрофой - весь мой бизнес, все мои интересы, все мои планы так или иначе свзяаны с людьми и общением. А тут я засыпаю каждый раз, когда мне надо кого-то просто послушать, не говоря уже о том, чтобы как-то повлиять на человека, заинтересовать его или помочь чем-то.

Чем больше я педалировал себя, чем больше давил на газ, тем быстрее я уставал и тем быстрее поддавался отчаянию.

Разорвать этот порочный круг мне удалось, благодаря двум открытиям. Первое из них связано с планированием себя во времеи - и об этом я пишу по тэгу #оптимайзер .
Второе - это книга, которую мне летом 17-го года посоветовали друзья из Америки. Эту книгу написал Dave Asprey - современный предприниматель и автор, а называется она "Head Strong", т.е. "Сильный Головой" или "Головой Вперед" по-нашему. Она представляет собой набор несложных рекомендаций: по образу жизни, питанию, тренировкам, окружающей среде, которые должны привести к коренным изменениям в жизни того, кто их соблюдает.

Сразу скажу, что у меня ушло полгода на то, чтобы ее прочитать - раньше такую книгу я бы "съел" за день или два, а через неделю уже рассказывал бы о том, что в ней оказалось для меня полезно на практике, а что нет. Тем не менее, даже та теоретическая информация, которая в ней содержалась, помогла мне принять себя, понять, что не все в нашей жизни подконтрольно нашей силе воли, и начать исправлять происходящее в моем теле.

Прочитав и разобравшись до конца, я решил поставить эксперимент и начать рассказывать о методике "Head Strong", применяя дающиеся в ней рекомендации, так сказать в прямом эфире. Я планирую выкладывать как теорию, лежащую в основе методики, в сжатом виде, так и конкретные приемы и хитрости, делясь с Вами тем, как они сработали или не сработали в моей ситуации.

P.S. Сразу оговорю, что компания Bulletproof (к сожалению) не заплатила мне (пока что) ни цента за этот эксперимент. Если вдруг я нарушаю авторские права, каким-то образом задеваю интересы Дейва или третьих лиц, - знайте, я не со зла, а от лучших побуждений. Достаточно со мной связаться - мы обязательно что-нибудь придумаем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий