понедельник, 12 марта 2018 г.

Эксперимент Headstrong - Предыстория

Итак, что предлагает нам Dave Asprey? Он утверждает, что придерживаясь его плана всего 2  недели, я смогу активировать скрытую энергию в моему мозгу, что позволит мне работать умнее и мыслить быстрее.

Серьезная заявка. Я как человек, привыкший ставить под сомнение любое утверждение и проверять его сначала в теории, а потом на практике, задал себе первый вопрос: а как он к такому плану пришел? Оказалось, что история хорошо мне знакома и проблемы, через которые проходил Dave, очень похожи на те, что я в данный момент испытываю.

К тридцати годам Dave Asprey достиг результатов, которые многие из нас не смеют примерять на себя даже к концу длинной и продуктивной жизни: он был одним создателей инфраструктуры того, что мы называем Интернет, определял стратегию компании стоимостью в 36 миллиардов $, был одним из высших советников в совете IBM. При этом он учился на степень MBA в Wharton'е - одном из самых престижных ВУЗов Лиги Плюща. В это же время он занимался каждодневным управлением старт-апом, который вскоре продал за 600 миллионов $.

Выглядело все довольно легко, но в реальности за этим успехом была постоянная скрытая борьба. 


Борьба с собственным телом. Людям была видна лишь только внешняя часть этой битвы: Dave  потерял форму, располнел, мог заснуть во время важной встречи.

Но была при этом и другая, скрытая от глаз, сторона - война с собственным мозгом. Мозг Dave'а отказывался работать так, как работал еще вчера. Ему стало тяжело сфокусироваться на работе, он перестал воспринимать новую информацию, начал чувствовать хроническую непроходящую усталость. Он ощущал постоянный туман в голове, стал раздражительным, злобным, саркастичным и начал принимать импульсивные решения, особенно ярко это проявлялось во время вождения: его средний палец стал главным инструментом общения с другими водителями и пешеходами.

Ему приходилось тратить вдвое больше больше времени и усилий, чтобы просто делать то, что легко давалось людям вокруг. Он давил на газ сильнее и сильнее, пытаясь заставить себя работать больше и эффективнее, но в итоге лишь с трудом выполнял минимальные свои функции. 

Разумеется, результаты снизившейся функции не заставили себя долго ждать: он начал проваливать тесты в Wharton'е, степень MBA оказалась под угрозой. Он начал задумываться, может все его однокурсники просто умнее его? Он не понимал, почему, не смотря на все усилия и предыдущие успехи, сейчас он не может достигнуть даже невысоких результатов? Dave был близок к мысли, что он просто не настолько хорош, как он себе представлял.

Не могу сказать, что я когда-то в своей жизни был близок к тому, чтобы создать бизнес, который у меня купят за 600 миллионов $, или к тому, чтобы хотя бы подать документы в бизнес-школу для получения степени MBA, но в какой-то момент, развивая свои предприятия, самого себя, свои отношения, я в какой-то момент взял на себя слишком много и... сломался. Я пропустил тот момент, когда можно было что-то исправить, и загнал себя в полную депрессию, по выходу из которой я обнаружил себя как раз в таком автомобиле, который не реагирует на нажатие педали газ: сколько не дави, он только глухо ворчит стартером, не выдавая ни одного оборота в минуту.

Dave, в отличии от меня, вовремя обеспокоился падающей производительностью собственного мозга и начал интересоваться этим вопросом. Прорывом в его исследованиях стала книга Доктора Daniel'я Amen'а "Измени свой мозг, измени свою жизнь". В числе прочего автор рекомендовал всем пройти исследование активности мозга под аббревиатурой SPECT, по сути представлявшее собой МРТ мозга с контрастом, которое показывало, как разные части мозга используют энергию. На тот момент исследование считалось сомнительным, но Dave'а оно заинтересовало.

Я рос в убеждении, что интеллект - это некоторая данность, врожденная характеристика, как рост или цвет глаз. Однако со временем я убедился, что врожденные способности можно использовать или не использовать, можно развивать, а можно атрофировать, аналогично тому, как это происходит с мышцами или связками.

Соответственно, моим выводом стало, что если ты чего-то не добился, то значит мало старался.

Успех - результат способностей, помноженных на приложенные усилия. Неудача - результат лени и нежелания выкладываться по-полной. Если мне что-то не удалось, то это значит, что я либо недостаточно силен, а значит надо тренироваться и развиваться, либо я приложил недостаточно усилий, а значит мне необходимо приложить больше воли. И если у меня не получится, то... это - моя вина.

Оказалось, что Dave исходил примерно из тех же парадигм. Представьте себе его удивление, когда выяснилось, что это - не всегда так.

Пройдя SPECT, Dave получил результаты: объективное исследование показало, что в префронтальной коре его головного мозга (а это - та зона, которая отвечает за комплексное когнитивное поведение, т.е. как раз то, что мы называем "интеллект", "принятие решений" и "воля") практически не имеет метаболической активности, т.е. не производит энергию! Когда он пытался сосредоточиться и думать, эта часть мозга должна была включаться на полную, а вместо этого она даже не подавала признаков жизни. Врач, делавший обследование, признался, что удивлен тому, что Dave вообще стоит на ногах и может разговаривать.

Это были плохие новости, но именно они сделали Dave'а свободным. Оказалось, что его состояние и потеря умения добиваться результатов, - не его вина, не результат недостатка воли или усилий, а болезненное состояние. В прямом смысле поломка мозга.

С этого момента его неудачи и внутренняя борьба с тем, что он считал ленью, перестали быть моральной проблемой. Будучи программистом (и хакером), Dave твердо решил, что сможет разобраться с проблемой, если поймет ее причины и узнает способы их устранения. Именно тогда Dave'у пришла в голову идея: хакнуть мозг так, чтобы вывести его работу на уровень максимума. 

Причем он был уверен, что не нужно знать все о системе, чтобы ее хакнуть.

17 лет и 1 миллион долларов он потратил на то, чтобы узнать все секреты и тонкости работы мозга, клеточного энергообмена и функционирования живых организмов. Простейшим ответом стал прием ноотропов - лекарств, усиливающих работу мозга. Разумеется, эти препараты дали быстрый эффект. Однако Dave не стал останавливаться на достигнутом результате и продолжил исследовать и опробовать все новые и новые способы: кислородные маски, софт для тренировки мозга, церебральные лазеры, ледяные ванны, фарм-препараты, йогу, гормоны, диеты - чтобы найти все, что работает, все, что не работает, и почему. В какой-то момент количество найденных им методик переросло в качество и Dave смог отказаться от ноотропов без потери эффективности работы мозга.

Кроме того, его тело пришло в хорошую форму, перестали проявлять себя синуситы, которые были проблемой на протяжении всей его жизни, постоянная усталость сменилась энергичностью и устойчивостью к стрессу. После полноценного длинного рабочего дня у него оставалась энергия на то, чтобы до сна оставаться полным радости и хорошего настроения. Он стал более сосредоточенным, креативным и расширил свою способность к запоминанию.

Ключом к этому стали простейшие изменения в стиле жизни, питании и окружении. Именно они помогли ему выйти на пик своей эффективности, за гранью того, что он мог о себе даже представить, а также стать более счастливым, приятным и хорошим человеком. Он продолжает тяжело и много работать, но теперь делает это без усилий и внутренней борьбы, без ощущения опустошающей усталости и ноши потраченных впустую усилий.

Вот такую предысторию описывает Dave Asprey перед тем, как начать рассказывать о своей программе.

"Достаточно изменить два продукта в вашем питании, чтобы похудеть и..." - такую вирусную рекламу я регулярно вижу на сайтах и даже не останавливаю на ней своего взгляда. Тем не менее, эту книгу мне посоветовали друзья, которым я доверяю, к тому же небольшая электронная разведка Dave'а Asprey показала, что это не только реально существующий, но и очень популярный в цивилизованном мире человек, действительно один из тех, с чьим именем ассоциируется Интернет как таковой. Недавно опубликованных им рекомендаций по диете сегодня придерживается несколько миллионов человек, в том числе немало людей публичных.

На волне доверия, которая у меня возникла к его истории, я приступил к чтению и... понял, что обоснование своей методике Dave сформировал более чем научное, мне как врачу очень понятное и на мой взгляд довольно логичное. Все это и сформировало у меня желание попробовать его программу, тем более, что он обещал, что для этого понадобится всего две недели и набор очень несложных изменений в стиле моей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий