суббота, 2 февраля 2019 г.

Оптимайзер (Поход внутрь Министерства Разума)


Продолжение: начало по тэгу: #оптимайзер

Перечитав свой прошлый пост, понял, что несколько уклонился от своей изначальной задумки: дать более-менее научное обоснование идеям энергий, ее видов, типов и направлений.
Но раз уж начал, то продолжу в том же духе.

Итак, министерство анализа, логики и разума состоит из длинного коридора, по которому курьеры катят тележки с папками данных, и множества отделов, каждый из которых разбит на отдельные кабинеты. В каждом из них - офисные работники: клетки нервной ткани, которые эти данные читают, анализируют, перерабатывают, ставят свои пометки и передают проходящим мимо курьерам вместе с инструкцией о том, в какой кабинет какого отдела надо эти данные передать.

Эти офисные работники не во всем похожи друг на друга: у одних большие глаза, чтобы лучше видеть, у других большие уши, чтобы лучше слышать, у третьих не 5 пальцев на руке, а 10, чтобы быстрее печатать на клавиатуре. Каждый сотрудник принимается или не принимается в отдел, исходя из того, какие его свойства могут оказаться для работы отдела максимально полезными. Более того, со временем работы каждый сотрудник развивает нужные ему свойства и избавляется от ненужных, становясь похож на коллег, как близнец.

Сами отделы так же отличаются друг от друга, как по месторасположению, размеру, так и по степени специализированности. Есть немало "общих" отделов, которые не заточены под решение какой-то определенной задачи, а обрабатывают те вопросы, которые не относятся ни к чьей юрисдикции. Есть даже особые отделы, специализирующиеся на всем незнаком и новом: центры любопытства.

Наш мозг ежесекундно получает, анализирует и создает огромное количество разнообразных сигналов. Большая часть из них проходит как раз через общие отделы. Например, представим себе, что я перевел свой взгляд на монитор и сосредоточился на секунду на каком-то сериале.
Зрительные сигналы устремились от чувствительных клеток моих глаз в общий центр зрительного восприятия, находящийся в затылочном крыле министерства. Там каждый офисный работник получает сигнал от клетки глаза, ответственной за один из трех цветов, которые мы способны воспринимать, и передает его дальше в отдел зрительного анализа. Там на большом экране из этих сообщений по пикселю выстраивается картина того, что видит глаз. Полученная картинка отправляется в общий отдел зрительного анализа, а копия ее отправляется в архив - хранилище зрительной памяти, где хранятся все картины, когда-либо составленные отделом зрительного анализа - для сопоставления с имеющимися данными.

Одновременно с этим от сенсорных клеток в ушах информация о звуковых колебаниях воздуха поступает в общий отдел слухового восприятия. Там полученные данные о частоте и амплитуде колебаний записываются и направляются в центр звукового анализа, где их составляют в общую картину и пытаются идентифицировать, запросив параллельно в звуковом архиве сравнение с имеющимися сэмплами.

Когда зрительный и звуковой образы проанализированы, они сопоставляются и в виде небольшого медиафайла курьером отправляются в центр любопытства, сотрудники которого должны определить, любопытное получилось кино или нет. Если они одобряют эту демо-запись, то отправляют курьера в фронтальную область с записью и вопросом: "Будем ли мы на этом сосредотачиваться?", а копию отправляют в архив воспоминаний на всякий случай - вдруг пригодится.

Во фронтальном отделе заседает в числе прочих отдел принятия решений. До сих пор науке неизвестно точно, каков механизм принятия решений человеком, как с психологической, так и с биологической и биохмической точки зрения. Мне лично кажется более близкой к истине концепция абсолютной демократии в головном мозгу, когда нет какого-то "главного" нейрона-президента или императора, решающего за всех остальных, а все решения принимаются методом голосования простым большинством.

Демо-запись как раз подоспела и работники центра принятия решений просматривают ее, совещаются, отправляют курьеров с запросами в другие отделы: соответствует ли эта информация нормам, за которые отвечает отдел этики и мировоззрения, понятен ли язык отдела речевого восприятия, имеются ли похожие данные в центрах хранения информации, каков будет ли ответ центра эмоций на увиденное, нет ли у меня более важных дел: возможно, я голоден или мне пора ехать на работу. Получив обратную связь от курьеров, сотрудники центра принятия решений собираются в большом зале для голосований и отвечают на вопрос: "Будем мы смотреть этот сериал или нет?"

Если ответ "да", то все те отделы, которые принимали участие в получении, обработке, анализе, перенаправлении информации и принятии решения, открывают шампанское (я это ощущаю как чувство эйфории - шампанское для нейронов состоит из эндорфина - гормона счастья) и перестраивают работу всего моего тела на решение задачи "просмотр сериала".

Если сериал мне понравился и вызвал интерес, то все отделы, участвовавшие в принятии и реализации этого решения, создают надотдел под названием "просмотр сериала "Х". Сейчас после просмотра серии сотрудники этого надотдела устали и довольны тем, что выполнили свою функцию, - они временно засыпают, что бы восстановиться силы и подготовиться к следующему сеансу активности.

Каждое полушарие потребляет ресурсы для своей деятельности. Как и все остальные клетки организма, клетки мозга "едят" углеводы, жиры, белки, микро- и макроэлементы, строя из них собственные "органы" (научно их называют "органеллы") и расщепляя их для получения энергии.
Питательные вещества, а также кислород доставляются клеткам почти всего тела при помощи красных кровяных телец - эритроцитов. Эти алые бублики подхватывают кислород или любое другое нужно вещество в легких, кишечнике или желудке и тащат их к голодным клеткам, забирая у них отработанный углекислый газ или продукты распада (то бишь клеточные какашки), чтобы транспортировать их на свалку или на переработку: в печень, почки, жировую ткань, легкие.
Эритроцитам рады почти в каждом уголочке нашего тела, однако путь в мозг им закрыт. Мозг настолько важен для нашего тела, настолько чувствителен к малейшим повреждениям, что эволюция создала непреодолимую стену для всего, что может быть потенциально опасно для него - гематоэнцефалический барьер (барьер между кровью и мозгом, если переводить этот термин дословно - корень "фаллический" в этом термине является иллюзией).

В головном мозгу есть не только нейроны - сотрудники отделов, воспринимающих, анализирующих, обрабатывающих, хранящих и синтезирующих информацию, но и вспомогательные клетки, обслуживающий персонал - нейролгию.
Эта армия уборщиков, ремонтников, поваров, полицейских работает круглосуточно, угождая любым капризам и удовлетворяя любые потребности нейронов, чтобы они могли сосредоточиться на своей главной задаче: работе с информацией и управлением телом, не отвлекаясь больше ни на что.
Основную роль в транспортировке питательных веществ и отходов играют клетки под названием "астроциты" - так их назвали за звездчатую форму. Именно они встречают эритроцитов на границе, передают им отходы и забирают у них питательные вещества, чтобы передать главным труженикам мозга.

Таким образом, по коридорам между отделами, снуют не только торопливые курьеры, несущие послания от одних нейронов другим, но и катят свои тележки с кофе, пончиками и другой полезной едой, астроциты. Они же протирают полы, отмывают окна и стирают пот с лица напряженных нейронов, как медсестра хирургу во время операции.

При формировании нового отдела главная задача - максимально свободный и быстрый доступ каждого его кабинета ко всем остальным, чтобы информация и питательные вещества доставлялись с максимальной скоростью. Для этого при создании отдела прокладываются новые коридоры, по которым без препятствий могут пройти широкие тележки, курьеры и астроциты.
Причем, если вы представили себе Министерство разума в виде казенного здания с прямыми, обложенными мрамором, коридорами, массивными прямоугольными дверями, лифтами, ведущими с этажа на этаж, то попробуйте постепенно заменить эту картину на муравейник.
Проходы и коридоры прокладываются так, чтобы это было удобно, а не геометрически красиво, делаются на скорую руку, под немыслимыми углами, с неожиданными поворотами. Нередко новый коридор проходит прямо через другие коридоры, вызывая обрушение стен старых и завалы на проложенных ранее путях, а бывает, что коридор проходит через другой отдел, снося рабочие столы и раскидывая зазевавшихся сотрудников в стороны.

Именно поэтому образование новых интересов, областей знаний, увлечений, привязанностей и отношений мы нередко теряем доступ к еще вчера очевидным знаниям. Попробуйте быстро вспомнить, что такое синус и косинус, возьмите логарифм от корень из х, или скажите, чем отличается причастный оборот от дееперичастного. Если все последние годы Вы не занимались математикой или грамматикой как профессией, то доступа к этой информации Вы не получите, хотя в 10 классе, Вы это знали прекрасно и Вам даже сильно задумываться не надо было, чтобы ответить на мои вопросы.
И эта информация до сих пор хранится в Вашей голове, где-то в Министерстве Вашего Разума, есть отделы, которые умеют с такими задачами работать, просто за прошедшие годы через эти отделы прошло немало новых коридоров, которые разрезали помещение на части, раскидали нейроны и отделили из друг от друга завалами и рвами. Да и сами нейроны от безделья и невостребованности перестали получать достаточное питание и впали в летаргический сон. Хорошая новость - такие отделы подлежат восстановлению, поэтому когда-то имевшиеся навыки и привычки восстанавливаются быстрее, чем приобретаются новые.

Итак, наш отдел "просмотра сериала Х" сформирован, дороги проложены, возмущение пострадавших при этом отделов улеглось, и отдел начинает функционировать.

В следующий раз я покажу, как отделы взаимодействуют между собой, как это коррелирует с приведенными выше не очень научные понятиями интеллектуальной, ментальной и прочих энергий, а также покажу, насколько прав был великий русский физиолог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий