вторник, 3 сентября 2019 г.

Беслан



Спасибо огромное, Юрий!
Это - очень важное, очень сложное и очень нужное кино.

Я очень рад и невероятно горд тем, что в моем поколении есть такие люди, как ты, - люди, которым не все равно, которые хотят помнить, которые хотят знать правду и не могут терпеть того, что кто-то ее не знает.

Я очень советую всем этот фильм посмотреть. Он - длинный. Он - тяжелый.
Даже я, безжалостный ублюдок, черствый, как сухарь из раскопок древнеегипетских пирамид, несколько раз прерывался, чтобы перевести дух, выйти покурить, а там ветер... ну, вы знаете, как это бывает: то в один глаз пылинку задует, то в другой...
Но фильм - нужный. Даже необходимый. Для того, чтобы почувствовать себя человеком. Для того, чтобы вспомнить о том, что вокруг - другие люди. Для того, чтобы попробовать осмыслить, кто мы, где мы и почему здесь именно так.

Вспоминая Беслан, прокручивая раз за разом, как это было, что я в это время, слышал, видел и думал, сложно удержаться от мысли: "Вот государство скотское какое! Путин убил столько заложников! Да как они могли?!!"
Но я стараюсь помнить о том, что убили людей все-таки террористы.
Именно они задумали этот ужас. Именно они набрали оружие, напихали взрывчатки в бутылки, именно они зашли в школу и именно они не остановились и не развернулись в последний момент.
Если спросить меня, чья вина в этом терракте, я отвечу: целиком и полностью на террористах.

Правильно ли поступило правительство, правильно ли поступил Путин, правильно ли поступили те, кто принимали решение о ведении переговоров, штурме? Я отвечу: нет, они поступили неверно. Это была ошибка. Ошибка, цена которой была и остается непримелимо высока. И ответственность за их ошибку лежит целиком и полностью на них - уверен, многие из них не избавятся от этого груза до самой смерти. Не избавятся тем более, что они отказываются ее признавать.

Однако, характеризуют систему не ошибки, а реакция на них.
И я вижу, как системные ошибки, не возникшие, а лишь проявившие себя в Беслане, остаются на том же месте, процветают, оправдываются и развиваются.

Первая ошибка, как мне видится, - в глубинном ценностном заблуждении.
Вся наша жизнь состоит из видимых противоречий и большинство из них можно объединить синергетически, гармонически или, как минимум, найти здравый компромисс.
Но есть противоречия и неодолимые. "Мы не ведем переговоров с террористами" и "Высшей
ценностью является человеческая жизнь" - как раз такой пример. Возможно либо одно, либо другое. Одновременно эти две парадигмы сосуществовать не могут. И компромисса между ними нет, т.к. компромисс измеряется человеческими жизнями, что мы и увидели как в Беслане, так и во множестве других примеров, как нашего прошлого, так и настоящего, и пока что, к сожалению, видимого будущего. Про "ядерный пепел" и "можем повторить" - это оттуда же произрастает.
Государство - как система, построенная обществом, - то есть нами, каждым из нас, мной, вами - избрало "мы не ведем..." - и руководствуется ей во всем, в повседневной практике, оценке прошлого и планировании будущего.

Вторая ошибка, на мой взгляд, - это укоренившаяся привычка в тяжелой ситуации скрывать информацию, лгать, выкручиваться, делать вид, что все хорошо, признавая факты и выдавая правду только под давлением и порционно, по чуть-чуть.
Это началось не при Путине. Так было и с Голодомором, и с репрессиями 30-х годов, и с пактом Молотова-Риббентропа, и со всей Второй Мировой Войной, и с Афганистаном, и с Чернобылем, и с приватизацией, и с дефолтом 98-го, и с Курском, и с Норд-Остом, и с Бесланом, и с Крымом, и с недавно только прошедшей утечкой радиоактивных элементов при взрыве ракеты.
Если вас укусила кобра, худшее, что вы можете для себя сделать в этой ситуации, это - убеждать всех вокруг, что во-первых, вас никто не кусал, во-вторых, это была не змея, в-третьих, это был просто уж, в-четвертых, укусила не сильно, в-пятых, совсем небольно и уже все прошло, в-шестых, ее подослал Навальный за деньги Госдепа.
И когда я каждый день вижу, как таким образом отрицаются проблемы моего государства, я задумываюсь: а не поступаю я так же, когда отвечаю на вопросы: "Как дела?" "Тебе чем-нибудь помочь?"

Третья ошибка, по моему мнению, - привычка не слушать людей. Особенно меньшинства.
Я отказываюсь верить в то, что чеченцы в большинстве своем разделяли методы террористов. Ну не могу я себе представить, что жители Чечни искренне радовались захвату маленьких детей, расстрелам, взрывам, крови, смерти. Я также сомневаюсь, что этот захват заложников поддерживали даже сами сепаратистисты, бойцы подполья. Один разговор кричать: "Смерть неверным собакам" - совсем другой: смотреть на то, как взрослые мужчины держат на мушке испуганных, голодных малышей. Улыбаться, глядя на то, как на их щеках оставляют грязные разводы слезы, как трясутся их подбородки.
Однако, у меня нет сомнений и в том, что многие чеченцы поддерживали требования террористов: дать им свободу и независимость, признать право чеченцев быть самостоятельным народом, самому определять свою судьбу. Не берусь сейчас судить ни об обоснованности такого желания, ни о последствиях его удовлетворения, - но тот факта, что они искренне хотели независимости и громко говорили об этом, пока их не перестали слушать, я отрицать не могу.
И то же происходит и сейчас: Шиес - люди не хотят свалки у себя в городке, пусть это - не рационально, пусть противоречит логике и договоренностям. Но не хотят. И никто их не слушает. Питерцы не хотят Беглова - а их не слушают. Москвичи хотят своих кандидатов - их не слушают. То же касается любого меньшинства: ЛГБТ, либералы, крымские татары - "не нравится - вали из страны" - вот и весь ответ.
И мне самому стоит огромных усилий выслушать моего ребенка, который не хочет сейчас кашу, вместо того, чтобы стукнуть по столу и заставить ее есть.

Прошлого не изменить.
Погибших не вернуть назад.
Раны в сердцах выживших не залечить до конца.

Но все же мне бы очень хотелось, чтобы из этих ужасных, непоправимых ошибок мы, те кого это коснулось лишь сюжетом на экране, сделали выводы.

Чтобы те из нас, кто идут в политику, и берут на себя ответственность, которую несет с собой власть, помнили о том, что человеческая жизнь - высшая ценность, и ничего не стоит дороже нее; что правда - всегда наилучшая из стратегий, а любая ложь и недосказанность всегда принесет в конечном итоге зло; что людей надо слушать, понимать и принимать их мнение во внимание, даже если оно тебе не нравится, даже если кажется, что их мало, и можно будет заглушить их голос громким криком, многотоысячным гулом, залпами фейреверков или грохотом снарядов.
И чтобы те из нас, кто решает заниматься своими делами и делегирлвать свои властные полномомочия тем немногим, кто идет в политику, тоже понмили об этих уроках. И требовали от тех, кому доверили свою власть, делать домашнее задание и соблюдать эти простые принципы: наивысший приоритет человеческой жизни, правда и внимание ко всем и каждому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий