вторник, 14 августа 2018 г.

Оптимайзер (самоправление)


* Продолжение статьи - начало по тэгу оптимайзер

Что же это были за причины?
Первой и главной из них была системная ошибка, неверная парадигма, изначально порочная призма, через которую я смотрел на себя и мир вокруг. Это было заблуждение, которое и по умолчанию, не обдумав, принял на веру, и строил исходя из нее всю свою жизнь.

Помните, я говорил про одно озарение, которое помогло мне изменить мою жизнь? Вот о нем-то я сейчас и расскажу.

Когда я начал изучать тайм-менеджмент, я совершенно упустил из вида сам термин, будучи увлечен методиками и теми выгодами, которые они мне могу принести. А зря.
Это словосочетание переводится с английского языка как "управление временем". Казалось бы привычное и для нашего уха выражение, ничего такого в нем нет... но на самом деле в нем содержится гигантская ложь.

Вся штука в том, что управлять временем НЕЛЬЗЯ. Время - это физическое явление, объективная характеристика, неотъемлемая часть вселенной, такая же как расстояние, масса, валентность, скорость движения света. Поробуйте сказать, что Вы решили управлять расстоянием. Прочитайте десять книгг об этом, сходите на тренинги к ведущим специалистам в области управления расстоянием, получите несколько сертификатов о прослушанных курсах и выполненных практикумах.
Приведет ли это Вас к тому, чтобы хотя бы в малейшей степени начать управлять расстоянием? Можете ли Вы себе хотя бы приблизительно представить себе, как Вы сокращаете или увеличиваете расстояние, как вообще выглядит этот процесс или хотя бы его результат?

Если Вы не являетесь автором фантастических книг, эта задача покажется Вам невыполнимой. А как насчет того, чтобы управлять массой, например, 10-килограммовой гантели? А если сосредоточиться? А если прикладывать много-много усилий или посвящать этому полдня медитаций? Уверяю, вне зависимости от Ваших действий, масса гантели останется неизменной.

Тогда почему же люди решили, что могут управлять временем? Это - невозможно, вот что за озарение посетило меня во время очередной бесплотной попытки заставить стрелки часов двигаться медленнее, чтобы я успел сделать больше.

Хорошо, скажете Вы, временем управлять нельзя - значит, все бесполезно? Бессмысленно планировать, ставить цели, составлять расписания, распределять дела по квадрантам и даже вставать рано утром по будильнику?
Меня лично после этого озарения накрыли именно такие мысли, после чего я чуть не махнул рукой на все и не уехал жить на необитаемый остров, чтобы там пить кокосовое молоко и охотиться на попугаев.


Поразмыслив над открывшейся мне проблемой, я попробовал понять, что в ней находится под моим влиянием, что я сам могу изменить так, чтобы проблема была решена или хотя бы перестала оказывать такое влияние на мою жизнь?
Решение проблем для меня всегда начинается с деконструкции, когда я мысленно разбираю систему на составляющие ее элементы, мытаюсь понять каждый из них в отдельности, проанализровать связи между ними, определив, что из этого находится в моем круге влияния, что в - круге забот.

Попробую в двух словах объяснить, что это за круги такие.
Нас всех заботит большое количество вещей, людей, событий, - непоглаженная рубашка с утра, оценки ребенка в школе, недавняя ссора с подругой, голод в Африке, глобальное потепление, радиация от взрыва сверх-новой, а также когда начнется следующий сезон "Ходячих Мертвецов". Все эти (а также триллион других) проблемы появляются в нашем сознании и вызывают определенное беспокойство или радостное возбуждение. Нас это заботит. Нам хочется знать об этом, как можно больше, это вызывает у нас эмоции, мы хотим, чтобы это изменилось или наоборот оставалось вечным.
Это - и есть круг забот.

При этом есть вещи, на которые мы повлиять не можем: наступление лета, Солнечные вспышки, образование черных дыр, а есть те, которые находятся целиком и полностью в нашей власти. Я могу почистить зубы, выбрать еду себе на завтрак, включить новости или музыкальный канал, пока буду гладить рубашку (тоже, кстати, сам), поговорить с ребенком об учебе или изучить его дневник, позвонить подруге и договориться встретиться и обсудить нашу размолвку сегодня вечером за бокалом вина.
То, что я могу сделать сам своими силами, - это и есть круг влияния.

Казалось бы все просто, да?
Но могу ли я повлиять на то, станет ли мой ребенок учиться хорошо? Зависит ли это только от меня? Могу ли я быть уверенным, что подруга простит мое поведение или извиниться за свои слова, которые обидели меня?

Таким образом, все проблемы, события и возможности попадают в несколько категорий с точки зрения круга клияния.

Прямое влияние - это то, что я могу изменить или оставить без изменений сам лично, без участия других людей. Например, почистить зубы, выбрать себе завтрак и телеканал я могу сам, мне для этого не нужно абстолютно ничье участие.

Косвенное влияние - это то, на что я могу воздействовать, но не сам, а при помощи и участии других людей. Например, я могу предложить подруге встретиться для разговора, но помиримся мы или наша ссора лишь углубиться, зависит как от меня, так и от нее.
Я не поеду в Африку кормить голодающих, но я могу пожертвовать деньги благотворительному фонду, который занимается этими проблемами, и таким образом мои усилия конвертируются в пару тарелок риса для какого-нибудь малыша на другом континенте.

Вне влияния - это то, на что я повлиять не могу никаким образом, ни своими силами, ни силами людей, с которыми я связан. Исходя из того, что человечество знает и какими технологиями обладает, нет никакого способа для меня повлиять на силу гравитации, скорость света или приблизить тот момент, когда Алла Пугачева все-таки уйдет со сцены.

Разбирая проблему со временем, я понял, что тот самый элемент, который я видел как ключевой, как суть проблемы, как саму проблему, - время - находится так далеко за кругом моего влияния, как ничто другое из того, что меня заботит. Я был сосредоточен на времени - я видел его как главного врага, противника, как то, что надо изменить, чтобы мне стало хорошо и комфортно.
Я был сосредоточен на круге забот, а не на своем круге влияния - это отличный способ постоянно находиться в состоянии разочарования и недовольства и никак не приблизиться к решению проблемы.

Хуже того, я видел проблему как "если бы у меня было больше времени, то я бы..." - а это реактивное видение проблемы.
О чем это я?

Я вижу два способа восприятия и решения проблем: реактивный и проактивный.
Понять, какой из них я применяю в данный момент дляменя довольно легко: достаточно внимательно прислушаться к тому, какими словами я пользуюсь для их описания.
Если я исхожу из парадигмы "если бы я обладал...", то - реактивен.
"Если бы у меня было больше времени, то я бы начал вести блог о времени..."
"Если бы у меня была более ответственная дочь, то я бы отцом отличницы..."
"Если бы у меня были кубики на животе, я бы легко знакомился с девшуками на пляже..."
"Если бы у меня была возможность поехать в Африку и раздавать там еду, я бы перестал переживать за голодающих..."
"Если бы у меня была волшебная палочка, я бы остановил увеличение озоновых дыр..."

Когда я мыслю таким образом, я снимаю с себя ответственность за происходящее (в первую очередь за происходящее со мной самим), я признаю проблему как нерешаемую, как находящуюся где-то вне меня, так далеко, что я просто не могу на нее повлиять, так как у меня чего-то нет, я чем-то не обладаю, или обладаю в недостаточной степени.
Могу ли я решить проблему? Нет, мне остается только переживать по этому поводу, реагировать эмоционально, расстраиваться и чувствовать собственное бессилие.

Однако на все эти проблемы я могу посмотреть с другой перспективы. "Я могу", "я стану", "я буду" - вот слова, с которых начинает свою мысль проактивный человек.
"Я могу отказаться от просмотра одной серии фильма раз в неделю и посвятить это время написанию блога".
"Я могу изучить оценки моей дочери, проконсультироваться с ее преподавателем, поговорить с ней, понять, что ей дается в учебе особенно тяжело".
"Я могу пересмотреть свои привычки питания и выделить полчаса в день на легкие пробежки и зарядку, чтобы придти в хорошую форму".
"Я могу проанализровать свои финансы, выявить затраты, которые не приносят мне ни радости, ни пользы, и начать отчислять эту сумму в благотворительный фонд, занимающийся проблемами голода в Африке".
"Я могу изучить вопрос озоновых дыр, понять, какие причины вызывают их рост, использование каких продуктов и/или видов упаковки влияет на этот процесс, и отказаться от их использования".

Если я мыслю таким образом, мое восприятие и планирование исходит исключительно из моих собственных возможностей влияния и дает мне понять, что я могу сделать для того, чтобы заботящая меня проблема была решеа или по-крайней мере перестала развиваться так интенсивно. Меняя себя, я влияю на окружающую меня действительность в той мере, на которую я в данный момент способен, и начинаю видеть пути увеличению этого влияния.

Озарение о том, что время - это то, чем нельзя управлять, было одним из самых полезных за мою жизнь. Именно оно привело меня к пониманию, что если я хочу эффективного планирования, если я хочу своевременной реализации своих планов и гармонии в жизни, мне нужно перестать хотеть управлять временем и переключиться на управление самим собой.

Может показаться, что идея управления собой - очевидная, простая и... незначительная, мелкая, с точки зрения изменения собственной жизни, не говоря уже о влиянии на жизни других людей и тем более организаций. Тем не менее, меня очень вдохновляет пример Махатмы Ганди, который прошел именно этот путь.

Махатма Ганди - это один величайших лидеров XX века, человек, проповедовавший ненасильственный протест, идеи гумманизма, начавший с бесед с жителями собственной деревни и в итоге превративший Индию из раздираемой противоречиями колонии Британской Империи в самостоятельную и независимую страну.

Одной из основных парадиг, проповедуемых им, был "Сварадж". Оно происходит от двух слов на хинди: "сва" - "само" и "радж" - "закон". Сегодня сварадж понимается как самоуправление и независимость государства. Однако сам Ганди применял этот принцип задолго до того, как его влияние выросло до масштабов всей планеты.
Он стал применять этот принцип к самому себе, будучи простым человеком, выстраивая для себя систему принципов, правил и границ, стремясь подчинить все свои желания и стремления собственным внутренним законам. Стать правителем самого себя. Начав с таких "простых" вещей, как режим питания, сна, полового влечения, досуга, он развил навык самоуправления до невероятных высот, легко справляясь с голодом, жадой, усталостью и отвлечениями. Например, для него ничего не стоило держать пост более 40 дней, отказываясь от пищи полностью и занимаясь при этом всеми необходимыми делами.

Полностью овладев собой, он смог распространить своим примером и рассказами идеи самоуправления так широко, что через несколько десятков лет вся страна, вдохновляясь его примером, обрела независимость от метрополии.

Итак, что же мне теперь делать?
Просто взять себя в кулак и начать подчинять все свои порывы, планы и действия свои целям и ролям, не давая отвлечениям и слабостям сбить меня с этого пути!

Так я и поступил. Обманчивая легкость первых шагов, как при беге на марафонскую дистанцию, плюс многолетняя привычка к волевым усилиям сначал привели к резкому увеличению моих продуктивности и эффективности, большим результатам и свершениям.

Но-о-о... через некоторое время я обнаружил, что большая часть моих начинаний, за которые я брался с рвением и страстью, не доведены до конца, брошены на середине или в самом начале пути. Распыление на множество задач привело к тому, что я терял сосредоточенность на каждой из них, мало представляя конкретику в каждой отдельной отрасли или роли.

В конечном итоге на фоне изначально выдающихся успехов во многих областях и радикальных изменений собственной жизни, я столкнулся с уходом из семьи старшего сына, банкротством всех ветвей бизнеса, которые развивал, полным сломом романтических отношений, потерей связи с семьей, разрывом отношений с близкими друзьями. Даже мое тело, такое крепкое и верно служившее мне все предыдущие годы, сдалось: старые травмы, нелеченные хронические болезни, неправильное питание привели к тому, что мне понадобилась не одна операция, а мозг, перегруженный потоком текущих задач и последовавшими неудачами и провалами, получил внутренние повреждения и привел меня в темную депрессию, которая оказалась в противоречие моим представляениям не духовным недомоганием и слабостью характера, а самым настоящим заболеванием, которое не так просто преодолеть самостоятельно.

Погнавшись за результатами во многих областях, взвалив на себя слишком много ответственности, я подровал все виды ресурсов: человеческих, финансовых, материальных, интеллектуальных и даже собственные тело и разум я привел в полную негодность, возведя самоправление в абсолют и используя его исключительно для достижения результатов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий