воскресенье, 15 августа 2021 г.

На злобу дня: как Путин решил нам с ценами на продукты помочь


ФАС (Федеральная Антимономопольная Служба - организация, признанная мной вредной и нежелательной на территории России) - идиоты? Или непрофессионалы? Или коррупционеры? Или все это вместе взятое?
А Путин, который дает им идиотские непрофессиональные коррупциогенные распоряжения? Он это - целенаправленно или его кто-то ввел в заблуждение, воспользовавшись его рассеянностью от отвлечением на более важные вопросы, вроде стратегии духовной нацбезопасности и судеб братских
народов?

К чему я задаю эти риторические вопросы?

А к тому, дорогие мои сограждане, что Путин опять решил нам всем помочь. И если раньше он помогал точечно: то предпринимателям, то родителям детей, то ёлку на новый год, то теперь он решил помочь нам всем с едой. И как мы раньше справлялись с этим сами, а?

Есть у нас такая непонятная организация с неопределенно широким кругом полномочий - ФАС. Она и прокурор, и адвокат, и суд, и судебный пристав в одном флаконе. Во всем, что касается производства, логистики, продажи, услуг, - ФАС всегда может придти и всем все запретить.
Главной ее функцией на бумаге является борьба с монополиями.
Разумеется, Роснано, Росатом, Роскосмос, Росгидро, Роснефть, Росгаз (или как там его?) и Сбербанк, в поле зрения ФАС не попадают. Зато они могут не полениться и оштрафовать два ларька с шаурмой через дорогу друг от друга, в которых шаурма стоит одинаково. За картельный сговор.

Так вот, Владим Владимыч наш, в неустанной борьбе за благо наше, холопское, обратил взор свой царственный на цены на продукты. Раз обратил, два обратил, три, - а гнусные ритейлеры как продолжали взвинчивать цены, наживаясь на главной потребности человека - потребности покушать вкусненько и запить это чем-то холодненьким. Не выдержало сердце Владим Владимыча такой наглости и поручил он ФАСу разработать законопроект об ограничении наценки на продукты для
торговых сетей!

Казалось бы, ура, - теперь-то прижмем буржуев, они наценки снизят, прибыли свои поуменьшат, а нам, простым рассеЯнам жратва дешевле станет! И вкуснее! Так же оно, да?..

На самом деле можно даже не теоретизировать на тему того, что произойдет дальше, а посмотреть, как ограничения наценки работают на практике. Такой "эксперимент" уже давно произведен на фарм-рынке.
Начинался он под "благие" разговоры о том, как фармацевтические компании и аптечные сети наживаются, сволочи такие, на тяжело больных людях, которые не могут не приобретать лекарства. И ввели ограничение наценки на жизненно важные препараты. А потом расширили эту инициативу вообще на все, что продается в аптеках.

К чему это привело?
Слово "наценка" вызывает у нас, выросших на сказе о мальчише-Кибальчише и пальчише-плохише, ассоциацию с тему сами толстыми буржуями в котелках и моноклях. Это что же за херня такая: взять дешевый товар и наценить на него 30%? А 40%? А 50%? А 500%? Расстрелять их мало, совсем зажрались!

Откуда в действительности берется она, эта наценка?
Вот стоит товар у производителя 100 рублей. Казалось бы, ритейлер, ну, ты не наглей, прицени к нему 10% и угомонись на этом! Но... товар у производителя надо забрать. А зачастую это вопрос десятков тясыч километров. И особых условий хранения. И производителю надо заплатить заранее, а значит, вять кредит. А потом это надо развести по точкам. А точки надо арендовать. А обслуживающему персоналу надо платить. А рекламу давать, чтобы вы знали, где лучше, чище, красивее, дешевле. А кэш-бэк вам организовать. А бухгалтерию свести, налоги заплатить. Вот так и формируется наценка.
Хотите без наценки? Езжайте тогда в Китай на фабрику за своим "Айфоном", а потом на Эквадор на плантацию за своим бананом. Но, извините, там без оптовой скидки будет.

Так вот, на фарм-рынке ограничили наценку до смешных процентов, в которые ни логистика, ни складирование, ни обслуживание никак не помещались.
Как из этого стали выкручиваться?

Всё правильно, друзья мои, возникла коррупция!
Производители стали вступать в сговор с аптечными сетями и завышать отпускную цену с завода. Стоило, например, лекарство на заводе 100 рублей, а в аптеке 200. Ограничили наценку до 10%, и теперь лекарство на полке должно было начать стоить 110 рублей, но это - нерентабельно для аптек. А бизнес работает на прибыли, а не на разговорах о социальной ответственности!
Поэтому завод "повышает" цену до 181 рубля, аптека наценивает разрешенные 10%, товар на полке за те же 200 рублей. 81 рубль "пропавшей" прибыли завод выдает аптеке в чемодане наличкой или в виде какого-нибудь более легального "ретро-бонуса" (термин, переводящийся с латыни как "откат"). Учитывая, что наличка стоит денег, приходится поднять цена еще процентов на 15-20, чтобы скомпенсировать доп. расходы на обнал.

У этого было несколько последствий.

1. Многие иностранные производители (которых и так под соусом импортозамещения пытаются выдавить с рынка - в фарме это началось задолго до 14-го года) не хотят участвовать в мутных схемах по принципиальным соображениям или, боясь уголовного преследования, - и уходят из России. Конкуренция среди производителей снижается, качество лекарств падает, цены растут.

2. Производителям не удобно работать с мелкими аптеками, потому что выдача ретро-бонусов в каждую мелкую аптечку за углом становится слишком заметной и дорогой в обслуживании. Производители переходят на систему ретро-бонусов только для крупных аптечных сетей, мелкие аптеки оказываются в ситуации, когда их "наценка" реально ограничена, разоряются и на их место приходят аптечные сети. Конкуренция в розничной торговле снижается, качество обслуживания падает, цены растут.

В итоге нескольким оставшимся аптечным сетям и нескольким оставшимся местным производителям проще договориться об уровне цен, т.е. вступить в тот самый картельный сговор. Результат для вас, как потребителей, виден невооруженным глазом.

Абсолютно то же будет происходить и на рынке еды, когда (а не если) ФАС свой законопроект об ограничении наценки разработает, а Дума его примет в 3 чтениях разом.

Иностранные производители и импортеры с рынка уйдут, российские начнут давать ретро-бонусы, чтобы скомпенсировать ритейлерам ограниченную наценку, мелким магазинам они в конце концов в этом откажут, те уйдут с рынка, останется несколько национальных сетей, которые и договорятся между собой о ценах.

Это, конечно, не монополия, а олигополия с точки зрения экономической науки. Но с точки зрения целеполагания ФАС делает как раз то, что должна пресекать. Антимонопольная служба создает монополию... Сразу вспоминается Министерство Правды, но это - только на первый взгляд. На самом деле это - все тот же Джельсомино все в той же Стране Лжецов.

Вот такие дела, друзья! Запасайтесь гречкой, солью и спичками, а лучше переходите на фотосинтез - оно дешевле и греться на солнышке (пока что) никакой ФАС вам не запретит!
Если такое положение дел вас не устраивает, не бойтесь, не отчаивайтесь, не сдавайтесь! Говорите то, что думаете, открыто и публично, участвуйте в Умном Голосовании, - это очень плохой способ дать отпор Лжецам, но все остальные пока что еще хуже.

P.S. Ну, а тем руководителям торговых сетей (которые наверняка меня внимательно читают), радостно молчащим сейчас, когда этот законопроект, расчищающий им поле от надоедливых микро-конкурентов, могу напомнить, что закон сейчас, конечно, принесет им профит, но "Магнит"-то не просто же так национализировали...

2 комментария:

  1. Ой, да, прости господи, пизда всем нам будет, если народ не отчухается после очередного цирка шапито, с каруселями и сказочными долбоебами.
    Тоже недавно эту тему обдумывал..
    Мне вообще кажется, что эта вся гопкомпания хочет создать несколько сильных монополий, и на их базе построить свою совдепию, чтоб уже не нагибать какого-то дядю Ваню, а тупо пиздить прям из прикормленных кормушек. Смотря на Сбер, например, как он зашевелился со всякими своими доставками, аптеками и прочим. Другие тоже суетиться начали. Видно, что рынок кроят. Ну вы поняли, вот это вот объединение под свою структуру всего и вся пиздец меня как настораживает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже много лет наблюдаю за тем, как одна за другой отрасли объединяются в т.н. госкорпорации той или иной формы, представляющие собой типичные монополии, причем монополии, нечувствительные к провалам, т.к. любые убытки их компенсируются за счет наших налогов.
      Так что я с твоей оценкой полностью согласен - мне все именно так и видится, и цивильный внешний облик Германа Грефа и его "Сбера" не вводит меня в заблуждение: никакой разницы по сути с Игорем Сечиным и его "Роснефтью", кроме чисто стилистической я не наблюдаю.

      Удалить